САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА.

 English
 Главная
 страница
 Наши книги
 Прайс
 лист
 Заказ on-line
 Библиотека
 О фирме
 Новости
 Услуги
 Штрихкод-
 сервис бюро
 Карта сайта
 Ссылки
 Контакты

ЧУДОВО-МОСКОВСКОЕ I.

Открыта в 1851 г. Расстояние от С.-Петербурга 118 км. Административный центр Чудовского района Новгородской области

Первое упоминание о деревне Чудово на р. Кересть в Грузинском погосте найдено в Новгородской писцовой книге 1539 г. Деревня в 13 дворов по тем временам считалась большой.

О происхождении названия существует несколько версий. Одна из них, считающаяся многими специалистами ошибочной, гласит, что название происходит от племени чудь, жившего в этих местах. По другой - когда-то здесь бродили шайки разбойников, одетые "под черта", и поэтому в народе говорили: "на дороге почудивает". Согласно третьей версии, во время крещения новгородцев был сброшен в р. Волхов языческий идол Перун, который поплыл по течению, сопровождаемый причитающей толпой язычников. Недалеко от Чудова он вдруг остановился и поплыл обратно против течения, то есть случилось чудо.

В XVIII в. Петр I после введения регулярной почтовой связи между Санкт Петербургом и Москвой попытался проложить прямую, "першпективню" дорогу (остатки вырубленной тогда просеки обнаружили при строительстве железнодорожной магистрали).

Название Ям-Чудово сохранялось до 1851 г.

С открытием станции угас ямщицкий промысел, хотя на первых порах перевозка сена и дров в вагонах была недешева.

Оба главных пути (петербургский и московский) имели деревянные платформы и, соответственно, два деревянных пассажирских здания. В мае 1871 г. было открыто движение по узкоколейной линии Новгород-Чудово. Станция Чудово стала перегрузочной между узкой и широкой колеёй: с новгородской линии поступали дрова и, сено, в Новгород отправляли хлеб, керосин и соль.

В 1876 г. станцию украсило каменное здание вокзала. Выстроенное по "островному" принципу, оно, тем не менее, по своей архитектуре резко отличалось от пассажирских домов периода строительства дороги. Более просторное и удобное здание имело среднюю одноэтажную часть и две двухэтажные боковые.

В одноэтажной находился буфет (с подачей горячих блюд), под всем зданием располагалось жилое подвальное помещение. Отопление общих помещений производилось посредством центральных воздушных калориферов, а жилых помещений обыкновенными печами.

Со всех сторон вокзальное здание окружали пассажирские платформы высокого типа.

С открытием Новгородской железной дороги деятельность станции заметно активизировалось. В 1887-1892 гг. ГОРЖД провело работы по расширению станции: на платформах устроили деревянные, крытые железом и обшитые с трех сторон навесы; оборудовали небольшую деревянную кладовую для багажа рядом.

В соответствии с классностью станция имела гостиницу, носильщиков; газеты на станции продавались только летом, но на такого же разряда станциях Спасская Полисть и Трегубово выбор услуг был куда меньше.

Чудово посещали многие известные личности, но наибольший след оставил Н.А. Некрасов. Все началось со знакомства его с братьями Валерианом и Ипполитом Панаевыми, инженерами-путейцами, участвовавшими в строительстве железнодорожного участка от Окуловки до Бологого.

Н.А. Некрасов приезжал охотиться в их поместьях с 1852 г., отсюда он писал И.С. Тургеневу: "...Я охотился по железной дороге – эта дорога как будто нарочно пролегает через такие места, которые нужны только охотникам и более никому: благословенные моховички с жидким ельником, подгнивающим при самом рождении, идут на целые сотни верст – и тут-то раздолье белым куропаткам..." Детали жизни и быта местных крестьян и новгородские впечатления поэт использует в стихотворениях "Железная дорога", "Пожарище", в лирической комедии "Медвежья охота". Здесь же им был написан текст знаменитой "Элегии" ("Я лиру посвятил народу своему..."), которую он написал для инженера путей сообщения А.Н. Еракова.

В марте 1871 г. в деревне Лука-1 Н.А. Некрасов приобрел дом, куда с 1871 по 1876 г. приезжал, как правило, на день-два в июле. Все время уходило на журналистику, а для творчества удавалось уделить только три-четыре недели в году. Лишь однажды – в 1874 г. – он остановился здесь на два месяца. Именно в этот период Охотничья дача стала для Н.А. Некрасова боевым революционным постом.

В. Г. Белинский называл новгородские земли "источником русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни". Многие произведения писателей, композиторов, поэтов, художников, историков посвящены этим землям. Чудово и его окрестности связаны с именами Г.Р. Державина, М.Ю. Лермонтова.

Под Чудово, в деревне Сябреницы стоит двухэтажный дом, в котором около десяти лет жил и работал Г.И. Успенский. Здесь у него находила пристанище В.Н. Фигнер, здесь бывали писатель-народник Г.А. Мачтет, С.Л. Перовская, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко и другие. Здесь художник-передвижник Н.А. Ярошенко написал портрет хозяина усадьбы. Писатель купил дом в 1881 г. и перестраивал его сам с помощью плотника Вологодского, отображенного позже в очерке "Добрые люди". Сейчас в доме музей. В Сябреницах отбывала ссылку член общества "Народ и воля" Д.И. Аптекман. Детские годы в Сябреницах провел будущий художник-передвижник В.А. Серов.

Старейшее предприятие Чудова - стекольный завод. Открытая в 1877 г. шведом А.Ф. Лундбергом Чудовская спичечная фабрика известна во многих уголках мира.

В начале XX в., на деньги городских жителей, в трех минутах пешего хода от железнодорожного вокзала был построен просторный храм во имя Казанской иконы Божьей Матери. В 1931 г. его постигла судьба сотен других православных церквей России: в нем, разделенном на два этажа, расположились кинотеатр и районная организация Осоавиахима. Храм стали называть "Домом обороны". Во время войны "Дом обороны" снова стал церковью. В 60-е гг. его использовали под склад, а затем здание на четверть века оставили в покое...

В связи с вводом новых линий и увеличением грузопотока в 1919 г. Станция разделилась на три: Чудово-Московское I, Чудово-Новгородское II, Чудово- Кировское III.

В июне – дни рождения Чудова: 25 июня 1928 г. станцию преобразовали в рабочий поселок, а в июне 1937г. присвоили статус города.

С начала Великой Отечественной войны город начал нести серьезные потери. Первую бомбежку эшелона на перегоне Чудово-Волхов фашистские самолеты произвели 6 июля 1941 г.; 9 июля совершили налет на Чудово...

В августе – наибольшие разрушения: станцию бомбили 105 вражеских бомбардировщиков, серьезно был поврежден мост через р. Волхов. Железнодорожная связь между Москвой и Ленинградом прервалась.

В сквере возле вокзала возвышается пирамидальный гранитный обелиск: это памятник чудовским железнодорожникам, погибшим во время оккупации города немецкими войсками.

После войны был успешно восстановлен городской промышленный потенциал. В 1960-х гг. Чудовский завод железобетонных шпал оснастили оборудованием из Венгрии, а Чудовская дистанция пути стала полигоном Октябрьской магистрали – здесь проверялись скоростные возможности суперэкспресса "Русская тройка".

Сегодня в экономику Чудово инвестируют капитал многие западные фирмы. Здесь эффективно работают крупные предприятия с иностранным капиталом: ОАО "Кэтберри Конфекшенери" – шоколадная фабрика (совместно с Великобританией), ОАО "Флайдерер-Чудово" – производство стекловаты (совместно с Финляндией), спичечная фабрика АО "Солнце".


Насколько видел глаз, снег покрывал землю холодной пеленой, и под белыми ее складками можно было только угадывать неопределенную форму предметов - так саван прячет мертвеца от взглядов людей. Не было больше ни дорог, ни тропинок, ни рек. Ничто не выделялось, лишь едва различимые во всеобщей белизне повышения и понижения. Ложе замерзшей реки походило на некую долину меж едва заметными в снегу извилинами берегов. То и дело вдали купы рыжеватых берез, полузасыпанных снегом, выставляли свои лысые макушки. Несколько бревенчатых, засыпанных снегом хижин выбрасывали в небо дым и пятном виднелись на белой пелене снега. Вдоль железной дороги вырисовывались линии кустарника, посаженного в несколько рядов и предназначенного задерживать горизонтальное движение белой ледяной пыли, гонимой с пугающей стремительностью метелью, этим полярным хамсином. Невозможно себе представить странное и грустное величие этого необъятного белого пейзажа, похожего на вид, наблюдаемый нами в телескоп, направленный на Луну в полную фазу ее видимости. Я словно находился на мертвой, навсегда скованной вечным холодом планете...

Глубокая тишина, нарушаемая только постукиванием колес по рельсам, царит в этом сельском уединении, ибо горностаевый ковер из снега приглушает все звуки. В этих пустынных краях не видно ни души, ни следа человека, ни звериной тропы. Человек забился за бревна своей избы, зверь – в глубь норы. Только у станций из снежных складок выезжали сани и кибитки, их везли галопом маленькие косматые лошади, бегущие прямо по полям, не ища заснеженной дороги. Они ехали из невидимой деревни к поезду встречать пассажиров.

Теофиль Готье. Путешествие в Россию. Paris, 1867.

СОДЕРЖАНИЕ


English | О фирме | Наши издания | Библиотека |Услуги | Штрихкод-сервис бюро | Отдел реализации | Новости | Заказ on-line | Вакансии | Карта сайта